Применение коммуникационной системы обмена изображениями или PECS

Предмет
Логопедия, дефектология
Категория, стаж
Высшая квалификационная категория, 13 лет
Тема эксперимента
Развитие речи у дошкольников с умеренной умственной отсталостью с применением коммуникационной системы обмена изображениями или PECS
Актуальность
Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной речью, обусловлена в первую очередь важным социальным фактором: ребёнок социализируется доступными для него средствами.
Использование любых подходов в работе с неговорящими детьми оправдано, если при этом учитываются индивидуальные потребности и особенности каждого ребёнка, а также обеспечивается доступность выбранных средств. При организации обучения необходимо подходить к каждому ребенку с учетом его психофизических особенностей, структуры нарушения. Выбор неречевого общения в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка.

Развитие способности к коммуникации является одним из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка.

Цель
Построение функционирующей системы коммуникации и развитие навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью умеренной и тяжёлой степени.
Объект эксперимента
Процесс развития речи и формирования коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации.
Предмет эксперимента
Специальные педагогические условия, обеспечивающие развитие речи и формирование коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Проведение НОД и мероприятий
По плану работы ДП.
Посещение НОД
По мере необходимости, в течение всего срока эксперимента

Этап эксперимента
Диагностико-прогностический (подготовительный)
Цель
Нормативно-правовое, научно-методическое и информационное обеспечение экспериментальной работы.
Задачи
1. Разработка программы экспериментальной работы.
2. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
3. Обоснование выбора темы и актуальности эксперимента.
4. Определение цели экспериментальной работы.
4. Формирование объекта эксперимента.
5. Формирование состава участников эксперимента.
6. Обеспечение всех возможных участников разработки и реализации проекта необходимой информацией о предстоящей работе.
Сроки
Февраль-апрель 2017 г. - выполнено

Этап эксперимента
Организационно-практический
(формирующий, опытно-экспериментальный)
Цель
Построение функционирующей системы коммуникации и развитие навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью умеренной и тяжёлой степени.
Задачи
1. Оценка уровня коммуникации детей.
2. Создание педагогических условий, обеспечивающих формирование речи и коммуникативных навыков дошкольников с умеренной УО средствами альтернативной коммуникации.
3. Выбор формы и вида коммуникации для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
4. Апробация данной технологии в работе с детьми.
5. Определение уровня сформированности речи и коммуникативных навыков детей экспериментальной группы.
6. Анализ эффективности использования альтернативной коммуникации.
Сроки
Февраль 2017 года – Май 2018 года - выполнено

Этап эксперимента
Контрольно-обобщающий (рефлексивно-аналитический)
Цель
Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Задачи
1. Обработка и анализ полученных данных.
2. Формулировка выводов.
3.Описание и представление данных.
Сроки
Май-июнь 2018 г.- выполнено

Накопление материала по данной работе
Пополнение имеющегося наглядного и дидактического материала: муляжи, плоскостной картинный материал, изготовление карточек PECS и альбомов к ним.


Литература
1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
2. Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 г. СПб, 2014 – 240 с.
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
4. Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997
5. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006
8. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / СПб: Союз, 2011
9. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011
10. Кириллова, Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / / Логопедия. 2005. № 3
11. Кириллова, Е.В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей / / Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 1
12. Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003
13. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.:
ПАРАДИГМА, 2012
14. Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы). // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – №7.
15. Морозова С.С. «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» - М.: «Владос», 2007
16. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» - М.: «Теревинд», 2007
17. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
19. Рудакова, Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – С. 20 – 22.
20. Течнер, С., Мартинсен, Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – М.: Теревинф, 2014
21. Тищенко, Т.Н. Учим говорить особенного ребёнка. – М.: Издательский дом «Регламент», 2009
22. Фрост Л., Бонди Э Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS Руководство для педагогов М :Теревинф, 2011г
23. Царёв, А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3
24. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. / Л.М. Шипицына. - СПб. Речь, 2005Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей / СПБ: Союз, 2003
25. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУН СИНДРОМ», 2012
Добавить комментарий

Оставить комментарий