Глобальное чтение – альтернативный метод формирования речи у дошкольников с ОВЗ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для обучающихся по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 1»
ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ




Выступление-презентация
на областном семинаре
«Глобальное чтение – альтернативный метод формирования
устной и письменной речи у дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья»
на базе дошкольного структурного подразделения
ГКОУ «МОЦО № 1»




Подготовила:
Малышева Елена Анатольевна
учитель-логопед
первой квалификационной категории






Магадан, 2015 год



(Слайд 1)
Добрый день, дорогие гости, уважаемые коллеги! Хочется вспомнить строчку из знаменитой бардовской песни (Олег Митяев) «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». И это действительно хорошо! Хочется сказать вам спасибо, что вы нашли время и пришли на наш семинар.
Сегодняшняя встреча посвящена альтернативным способам коммуникации, в случае, когда ребёнок не может по тем или иным причинам пользоваться звуковой речью как средством общения. Поскольку процесс развития человека базируется на взаимодействии и взаимовлиянии, и опирается на обмен сообщениями, то необходимо, чтобы ребенок максимально рано научился использовать средства для общения, которые помогут ему заменить или дополнить недостаточность устной речи. Если же речь не может быть проводником языка, необходимо как можно раньше предоставить в распоряжение ребенка другую систему, принимая во внимание, что язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, и служит не только фундаментальной основой социального взаимодействия, но и также регулятором поведения, средством обучения.
Формирование речи детей со сложной структурой дефекта как полноценного средства общения – основная коррекционно-логопедическая задача, решаемая на логопедических и других занятиях в нашем дошкольном подразделении.
А учитывая тяжесть речевых нарушений у данной категории детей, логопедическая помощь им не может ограничиваться только исправлением недостатков звукопроизношения потому, как и исправлять-то в основном нечего! речь отсутствует – нужны другие альтернативные подходы к организации работы.
И одной из таких форм является метод обучения глобальному чтению.
(Слайд 2)
Когда я пришла работать в наш детский сад Оксана Николаевна Мелешина, дефектолог, использовала в своей работе карточки глобального чтения.
К своему стыду тогда, 5 лет назад, я не обратила должного внимания на эту форму работы. Но всё, что должно произойти в нашей жизни – происходит. И в декабре 2012 года Нинель Андреевна направляет меня в командировку в Центр Лечебной Педагогики и дифференцированного обучения города Пскова.
(Слайд 3)
Во Пскове педагоги в полной мере в своей работе используют альтернативные средства коммуникации и обучают им своих воспитанников.
(Слайд 4)
Речь. Взгляд. Мимика. Жест. Звук. Предметы. Графические изображения – как то фото, картинки и пиктограммы. Электронные записывающие речь устройства, коммуникаторы, компьютер. Письмо – глобальное, таблица букв, набор букв, штампы. Глобальное чтение, использование которого в качестве средства развития общения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями является дискуссионным вопросом.
Авторами этого метода (который родился примерно в 50-годы XX века) можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки.
(Слайды 5, 6)
В сороковые года XX века молодой физиотерапевт Гленн Доман начал разработку программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями нервной системы. Основной целью программы была активизация умственной деятельности больных детей через обучение. Перед медиками стояла задача: найти методику лечения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Глена Домана, основателя Института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных детей через обучение ребенка чтению. Но, как ни бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям, – ничего не получалось. Дети никак не понимали: как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения чрезвычайно сложны. Принцип чтения по складам здесь тоже не подходит.
(Слайд 7)
Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. Запоминать целиком написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось самым простым.
В своей работе они использовали карточки с красными точками, картинками и словами. Эти карточки показывались ребёнку на короткое время, но много раз за день. Постепенно количество карточек увеличивалось. Карточки являлись раздражителями, которые стимулировали резервные здоровые клетки мозга.
И как говорил сам Доман
(Слайд 8)
«Если заставить работать один из органов чувств, к работе подключаются и другие».
Но уходили месяцы кропотливой работы, прежде чем больные дети начинали развиваться, двигаться, даже говорить. Умственно отсталые дети в своём развитии догоняли своих сверстников. Больные дети начинали ранее положенного срока говорить, считать, писать.
У Гленна Домана есть уникальная книга
(Сайд 9)
«Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга…», в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире. Когда её читаешь понимать очень многое, в том числе и то, почему таких детей необходимо учить глобальному чтению.
(Слайд 10)
Очень часто выдающиеся открытия совершаются не специалистами данной области науки, а специалистами смежных областей. Так получилось и с обучением ребенка чтению. Передовую технологию обучения малышей читать целыми словами разработали не педагоги, а врачи. Перед врачами стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Результат превзошел все ожидания. Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение.
(Слайд 11)
Впоследствии методику Домана стали применять как развивающую для обучения здоровых детей.
Методика американского учёного была успешно доработана русским педагогом и психологом Андреем Александровичем Маниченко. Двадцать лет кропотливой работы позволили создать такую Систему, которая будет идеальна для занятий на русском языке. Результатом трудов стал не просто перевод английских слов, а самостоятельная методика, получившая название методика Домана-Маниченко.
Собственно суть глобального метода состоит в том, что ребенок в естественных условиях воспринимает информацию одновременно в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно), что помогает формировать мозгу соответствующие нейронные механизмы. Глобальность означает также некую интегративность, то есть обучение «целиковое», а не по отдельным частям и алгоритмам. Собственно, глобальное обучение в любом случае имеет место, если ребенку в семье уделяется достаточно внимания. В методике глобального чтения единицей является слово, а не отдельно взятая буква или слог. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются энграммы и простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку с дальнейшим усложнением. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с игрушками и картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ.
(Слайд 12)
Достоинства этой методики очевидны – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.
При всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития «Умница», Россия) в условиях коррекционных дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки существующей системы образования.
Дело в том, что особые образовательные потребности обучающихся в освоении практики общения с окружающими людьми с использованием карточек глобального чтения
(Слайд 13)
предполагают использование разнообразного предметного
(Слайд 14)
и изобразительного дидактического материала
(Слайд 15)
для эффективного осуществления процесса обучения по всем предметным областям.
По возвращении из командировки из Пскова я сразу поменяла свою тему самообразования
(Слайд 16)
В феврале 2013 года на педагогическом совете «Оптимальное занятие: его особенности, используемые методы и формы: «Ярмарка педагогических идей», я предложила ввести в образовательный процесс карточки глобального чтения по всем изучаемым темам и мнемотаблицы для заучивания стихотворений, песен и составления описательных рассказов по всем темам, начать использовать доступные пиктограммы. На тот момент в нашем дошкольном подразделении функционировали четыре группы «Особый ребенок» и 3 из них включились в предложенный мной эксперимент.
Ну и если еще два года назад мы не знали чем мотивировать необходимость включения в педагогическую практику в нашем ДОУ этой формы работы, то сегодня у нас с вами появились ФГОСы.
(Слайд 17)
В соответствии с федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью в обязательные предметные области учебного плана включена «Речь и речевая практика», которая направлена на реализацию содержания: «Язык и альтернативная коммуникация».
И одна из рекомендуемых форм альтернативной коммуникации это глобальное чтение.
О том, что и как происходило с внедрением глобального чтения, вам расскажут мои коллеги, а я хочу ознакомить вас с основными методами и формами нашей работы по обучению детей.
Первое – сказка!
Мы пристроились подгонять темы под сказки или сказки под лексические темы.
(Слайды 18-22)
У нас дед в огороде может сажать абсолютно все овощи и его семейство помогает ему собирать урожай.
(Слайды 23-26)
Бабка готовит завтрак, обед, ужин и кормит проходящих мимо зайца, волка, медведя и ту же лису, а не только печет хлебобулочное изделие «Колобок».
(Слайды 27-30)
У наших бабки с дедом ни одна курочка Ряба, а целый птичий двор.
(Слайды 31-34)
В теремке живут не только дикие, но и потерявшиеся в лесу домашние животные. И вся эта работа сопровождается «подписыванием» (подкладыванием карточек к предмету и картинке) и «чтением».
(Слайд 35)
Следующее: чтение энграмм (чтение своего имени, имен своих и братьев, сестер, кличек животных)
(Слайд 36)
и простых слов (мама, папа, баба).
(Слайд 37)
Непосредственно глобальное чтение по лексическим темам. При этом в работе мы учитываем уровень и особенности когнитивного развития ребенка,
(Слайд 38)
его возможности и потребности, что определяет количество и сложность вводимых слов. Слова классифицированы в соответствии с основными грамматическим и лексическими категориями:
(Слайд 39)
словарь существительных, глагольные формы, качественные, количественные.
(Слайд 40)
Заучивание стихотворений.
(Слайд 41)
Составление описательных рассказов.
(Слайд 42)
Использование глобального чтения имеет своей целью социальную адаптацию ребенка, интеграцию его в общественную жизнь.
Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько не говорящий ребёнок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе.
Таким методом можно научить неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию, а затем самому «информировать» окружающих о своих нуждах и потребностях, поделиться радостью, достижением записывая отдельные слова или несложный текст.
Подводя итог, хочу сказать, что в нашем случае глобальное чтение нужно не ради самого чтения, не для получения энциклопедических знаний.
(Слайд 43)
Для ребёнка с нарушение интеллекта обучение глобальному чтению, как возможности общаться, представляет большую значимость. Если ребёнок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нём.
Сложности в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта остаются, но благодаря постоянному поиску нового, данная работа не стоит на месте, адаптируется, видоизменяется и приносит ожидаемые положительные результаты.
(Слайд 44)
На основе проделанной нами работы разрабатываются методические рекомендации для работы по методу глобального чтения.
Надеемся, что эти рекомендации станут не только итогом, но и отправной точкой в работе с карточками глобального чтения.
(Слайд 45)
Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.
(Слайд 46)
Добавить комментарий

Оставить комментарий