ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОЧЕК ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день мы можем обозначить множество речевых проблем.
  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
  • Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с нарушениями речи – очень сложное дело. Поэтому, на ряду с общепринятыми приёмами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приёмов.

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удаётся «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов Вадим Петрович – блоками-квадратами, Большева Татьяна Васильевна – коллажами, Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа, учителя-логопеды называют эту методику – наглядное моделирование.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:
  1. Развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания).
  2. Развитие умения анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать.
  3. Развитие логики.
  4. Развитие образного мышления.
  5. Развитие умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации.
  6. Решение дидактических, образовательных задач.
  7. Развитие смекалки.
  8. Тренировка внимания.
  9. Развитие навыков графического изображения.
Виды мнемотаблиц:
  • Развивающие (тренинг основных психических процессов).
  • Обучающие.
В мнемотаблице можно изображать практически всё: производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлки. Как любая работа строится от простого к сложному – начинается всё с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даём слово «снеговик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям чёрно-белые мнемотаблицы.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Здесь переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка, но не более девяти.
Использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР позволит достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.
• У детей увеличится круг знаний об окружающем мире.
• Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
• Словарный запас выходит на более высокий уровень.
• Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
• Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:
  1. Логопед выразительно читает стихотворение.
  2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребёнок будет учить наизусть. Затем езё раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Логопед задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребёнку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребёнок повторяет её с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребёнок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Результатом своей работы по использованию мнемотехники для работы с детьми с умеренной и тяжёлой УО, считаю положительную динамику в развитии речевых способностей.

Глобальное чтение

Мы учим детей читать глобальным способом, то есть целыми словами. Авторами этого метода (который родился примерно в 50-годы XX века) можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

В результате обучения глобальным способом ребенок умеет:
  • Читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного.
  • Читать целое слово.
  • Он может прочитывать совсем уж сложные и незнакомые слова по слогам или складам.
  • Он распознает отдельные буквы (а также определяет какие звуки они обозначают в данной ситуации).
Просто обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме – примерно по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания и пр. – это естественный процесс, мы просто с ним разговариваем и создаем для него условия, в которых он воспринимает правильную устную речь – воспринимает глобально. Он просто элементарно впитывает и запоминает возможности использования родного языка - слов и их сочетаний, без всякой опоры на правила. Мы даже наоборот всячески поощряем его (ребенка) словотворчество и «умные ошибки», которые начинают возникать именно тогда, когда мозг накопил определенное количество речевой информации и начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение (в глобальном методе) письменному языку - чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Таким образом, использование мнемотехники и карточек глобального чтения в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи является важным способом её развития и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников с ОНР, способствуют повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также является средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Демонстрация фрагментов занятий с детьми групп «Особый ребёнок»
(умеренная и тяжёлая умственная отсталость):
1. «Домашние животные и их детёныши» - Кирилл
2. «Составление рассказа о диких животных: медведь» -Тагир
3. Заучивание стихотворения А.Барто из серии «Игрушки» - «Мячик» - Луиза
4. Чтение (считывание с мнемоквадратов) стихотворения «К нам идёт Дед Мороз» - Кира

ЛИТЕРАТУРА
  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники /СПб, 2005
  2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием/М., 2005
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Дошкольное воспитание. 2004 - № 6
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников/М., 1985
  5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. Логопед в детском саду. 2007 - № 4
Добавить комментарий

Оставить комментарий