ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК С ПРИМЕНЕНИЕМ МАССАЖЕРОВ СУ ДЖОК

Весь цивилизованный мир все больше склоняется к той мысли, что наибольшей ценностью для самого человека и общества есть его жизнь и здоровье.

Проблема формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей дошкольного возраста была, есть и всегда будет актуальной. Лозунг, произнесенный В.В.Путиным «Здоровый ребенок – здоровая нация, здоровая нация – здоровое государство», указывает на необходимость воспитания здорового и гармонично развитого поколения.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Сегодня объектом пристального внимания педагогов, родителей, общества становится здоровье детей, поскольку именно здоровье является условием успешного роста и развития, духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры. Согласно «Закону об образовании", педагоги и родители должны воспитывать у ребенка ценностное отношение к жизни и собственному здоровью, как к высочайшей индивидуальной и общественной ценности.

Эти задачи реализуются в нашем дошкольном учреждении, через комплекс полноценного медицинского обслуживания, создания экологически благоприятного жизненного пространства здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, оптимизацию двигательной активности детей.

Оздоровительная направленность учебно-воспитательного процесса и воспитания вообще определяется разными факторами: недопустимостью перегрузок детей занятиями, увеличением времени прогулок на свежем воздухе, сбалансированным питанием, проведением занятий с учетом хронобиологических ритмов личности, их типов, психофизиологических возрастных особенностей. Каждый педагог учитывает в этой работе и закономерности формирования работоспособности детей, повышение ее объема, периоды врабатывания, подъема и спада. Занятия проводятся в достаточно освещенных и хорошо проветренных помещениях.

Одним из важных компонентов здоровьесберегающей среды российский исследователь Т.С. Овчинникова считает коррекционно-развивающую, оздоровительную среду – формы, методы, принципы учебной и оздоровительной деятельности.

На мой взгляд, вышеизложенный компонент скорее можно отнести к здоровьеформирующей среде, которая включает коррекционно-развивающую и реабилитационную деятельность, поскольку без этого здоровье ребенка восстановить невозможно. Однако использование только форм и принципов в учебно-воспитательном процессе не сделает его оздоровительным, здоровьеформирующим. Считаю, что огромный оздоровительный потенциал заложен в современных педагогических личностно-ориентированных технологиях.

На логопедических занятий я провожу физкультурные минутки, упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, имитационные и мимическое упражнения, механический и точечный массаж, динамические паузы. Все это способствует активной аналитико-синтетической деятельности мозга и центров коры головного мозга детей, и, как результат, у дошкольников хорошо усваиваются знания, умения и навыки, наблюдается высокий уровень интеллектуального развития.

Опираясь на опыт ученых и психологов, на традиционные принципы педагогики К.Д.Ушинского и на собственную практическую деятельность с дошкольниками, я в своей коррекционной логопедической работе с целью тренировки тонкой моторики рук своих воспитанников использую современные нетрадиционные методы оздоровления, одним из которых является массаж с применением корейских массажеров Су Джок.

Создателем Су Джок терапии является корейский профессор, доктор медицины Пак Дже Ву, который на основе других восточных методов лечения разработал Су Джок терапию. Название происходит от двух корейских слов «су» – кисть, «джок» – стопа.

Как известно на кистях и стопах находятся биологически активные точки, воздействие на которые способно благотворно влиять на внутренние органы человека, излечивать их, не прибегая к помощи врача. Этот метод можно использовать в работе по постановке звуков и развитию речи вообще.

С одной стороны, в его основе лежат некоторые принципы иглоукалывания, но чтобы научиться Су Джок не нужно заканчивать медицинские университеты, этот способ универсален для каждого, каждый может научиться ему вне зависимости от возраста и уровня базового образования. А самое главное в этом способе лечения – он не может причинить вреда здоровью.

В основе метода лежит система соответствия строения человека. Тело состоит из пяти отдельных частей: голова, руки и ноги, которые в свою очередь имеют также пять частей – пальцы; каждый палец и сама ладонь - как бы маленькая проекция всего организма человека, это относится и к стопе. Тыльная сторона ладони – это спина, на самой ладони, поделенной на части находятся точки, которые отвечают за тот или иной орган. Зона ногтевой пластины большого пальца – голова и мозг, далее – шейный отдел, зона под большим пальцем – легкие и сердце, а остальная часть ладони относится к органам пищеварительной системы.

Массаж Су Джок является одним из видов здоровьеформирующей гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм дошкольников отмечают многие авторы (Григоренко Г.И., Овчинникова Т.С. и др.). Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему рук, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи.

Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

При систематическом проведении массажа Су Джок улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности и массировать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.

В начале дети выполняют упражнения молча, совместно с педагогом. Затем, по мере формирования правильного, четкого звукопроизношения, стимулируется проговаривание с педагогом доступных детям слов, как правило, тех, что завершают стихотворную строку. По мере своих возможностей ребята при выполнении упражнений произносят некоторые несложные тексты вместе с педагогом.
Упражнения с детьми выполняем в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

Детям, у которых слабо развито конкретно-образное мышление и речь, необходимы стихотворные тексты, содержание и ритм которых максимально приближены к характеру самого движения, чтобы в воображении ребенка возникал конкретный образ.

Установлено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развита его речь, поэтому я добиваюсь точного и длительного выполнения упражнений для рук с использованием массажера Су Джок.

Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с массажером типа «каштан», так как формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми.

Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение в дальнейшем навыками письма.

Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения речью и навыками письма.

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.

В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с массажерами Су Джок приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

Массаж как совокупность приемов механического воздействия на различные участки тела человека является весьма эффективным методом лечения и профилактики различного рода расстройств. Безусловно, массаж должен занимать почетное место в коррекции речевых нарушений.

Сущность массажа сводится к механическому дифференцированному воздействию на отдельные ткани и органы, в сравнении с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, так как ребёнок не всегда может фиксировать и достигать нужной амплитуды движений.

Положительных результатов при коррекции речи можно достигнуть, если артикуляционная гимнастика, пассивная гимнастика, пальчиковая гимнастика и массаж будут сочетаться.

Хочется напомнить, какую пользу приносит массаж: снимает у детей напряжение, улучшается кровоснабжение, уменьшает напряжение мышц или активизирует, дыхание и сердцебиение замедляются, а ребёнок успокаивается и расслабляется, что положительно влияет на центральную нервную систему.

Механическое воздействие на ткань – это не всегда приятно! Некоторые дети наотрез отказываются от массажа. Я считаю, что приучать детей к массажу необходимо постепенно. Моя задача свести к минимуму неприятные ощущения при массаже или хотя бы “замаскировать” их.

И тут на помощь приходят разнообразные сказочки, стихи, которые очень нравятся детям и активизируют положительные эмоции детей: радость, восторг, любовь, нежность.

Сказки и песенки я подбираю с учётом возраста детей и сочиняю сама. Только в этом случае, если они будут интересны малышам, массаж станет для них радостным событием. Во время чтения стихов и сказок внимательно слежу, в каком месте нужны паузы для массажа и в какой продолжительности.

Игровой массаж начинаем с истории спасения мышонка, показываю на руках малыша (массаж), затем ребёнок осваивает движения самостоятельно (самомассаж) с помощью иллюстрации. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Они быстро запоминают текст с картинками, что способствует, также развитию речи детей и делятся этим с родителями. Из сказки “История спасения мышонка” получается сказочный массаж и для детей, и родителей.

Стараюсь использовать все, что попадается на глаза: сказки, стихи, песенки, речевые пальчиковые игры и переиначиваю для пользы дела, под массажные действия и подбираю забавные картинки. Для проведения массажа или самомассажа рук “Ёжик” использую колючий пластиковый шарик Су Джок «Каштан».

Маленькие тексты и массажные движения дети быстро запоминают, что способствует развитию выразительной речи.

Развивается и фантазия детей: бегущий по дереву паучок и капающий дождик, прыгающий лягушонок и идущий по лесу медведь по разному представляются детям, проводящим и «получающим» массаж. Снятие напряжение со спины и отдых рукам дает массаж под названием «Дождик».

Разученные массажные игры можно включать в занятия, детям очень нравятся и они с удовольствием их выполняют. Ребёнок не испытывает страха и доверяется логопеду.

Массажер Су Джок состоит из колючего пластикового шарика, пружинки, двух эластичных колец. Занятия с использованием массажера проводятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях, каждое из которых состоит из пяти этапов.

Массаж Су Джок проводится на занятиях в виде небольших комплексов, включавших 5-6 упражнений. Начинается и заканчивается он расслаблением кистей рук, поглаживанием.

I этап. Кольцом проводится массаж пальцев рук, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем. Каждый палец массируется прямыми, а затем вибрационными движениями от подушечек до основания в течение 2-30 секунд.

II этап. Пружинка удерживается ладонями, находящимися в горизонтальном положении, которые, совершая «растирательные» движения, перекатывают ее к кончикам пальцев. Массаж проводится в течение 30 секунд (сначала с упором на правую, затем на левую ладони).

III этап. Пружинка удерживается ладонями, находящимися в вертикальном положении, которые, совершая «растирательные» движения, перекатывают ее к кончикам пальцев. Массаж также проводится в течение 30 секунд.

IV этап. Пружинка удерживается в вертикальном положении в левом кулаке, которым ребенок совершает сжимающие движения в течение 30 секунд, то же упражнение проделывается правой рукой.

V этап. Занятия заканчиваются поглаживающими, медленными, расслабляющими движениями массажером.

Индивидуальные и подгрупповые занятия проводились с детьми старшей и подготовительной группы, посещающих логопедический пункт детского сада.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук с использованием массажеров Су Джок, явились мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, оказали огромное стимулирующее влияние на развитие речи детей.
В конце учебного года была проведена диагностика.

Для проведения экспериментального исследования по применению в коррекционной работе массажера Су Джок на логопункте в МБДОУ г. Магадана «Детский сад № 67» мною были отобраны 12 детей со следующей речевой патологией: 1 ребенок – ОНР-3, 7 детей – ФФНР, 4 ребенка – ФНР.

У всех 12-ти детей, посещающих занятия с применением массажеров Су Джок, проявилась положительная динамика.

Итогами проведенной работы стали, разработанные рекомендации для родителей и педагогов, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений, а также методические приемы по формированию и совершенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук, что можно рассматривать как неотъемлемую часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушениями речи.

В заключении можно сказать следующее: упражнения по развитию мелкой моторики с использованием массажеров Су Джок приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, упражнения подготавливают руки к овладению письмом; формируют у детей художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание.

ЛИТЕРАТУРА
1. Богуш Д.А. Корейский метод Су Джок. - М.: Ника - Центр, 2008.-116с.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004, - 144с.
4. Григоренко Г.И. Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста / Г.И. Григоренко, Н.Ф. Денисенко, Ю. Коваленко, Н.В. Маковецкая. – Запорожье: ЗНУ. – С. 54–74.
5. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.
6. Инновации в логопедическую практику: Сб. ст./ Метод. пособие для ДОУ/ Сост. Громова О.Е. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 214с.
7. Новые логопедические технологии: Учебно-методическое пособие/ Акименко В.М.- М.: Феникс, 2009. - 237 с.
8. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. – СПб. : Каро, 2006. – 176 с.
9. Пант Чже Ву Су Джок терапия, сборник. – М., Су Джок Академия, 2009. – 1374 с.
10. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.
Добавить комментарий

Оставить комментарий